Серия катушек Shimano Ultegra Advance
В 2007–2009 годах было выпущено несколько специализированных серий шимановских катушек для японского рынка, производных от ноль пятой «Ультегры», в которых «в духе времени» использовалась шпуля типа AR-C и точеная алюминиевая ручка. «07 Ultegra Advance» — четыре катушки с корпусом цвета «полуночной сини», с мелкой шпулей (S), позиционируемые как специальные спиннинговые катушки для ловли мелкими воблерами, джигами и т.п. американского черного окуня, форели, японского морского судака, морского окуня (мебару) и каракатиц.
Довольно расплывчато, но все же. Более узкая специализация — у «эгинговых» катушек «07 Sephia BB» и «мебаринговых» катушек «08 Soare BB», которые вошли в соответствующие разделы симановского ассортимента снастей по видам ловли, вместе с другими снастями под маркой «Sephia» (для ловли на эги) и «Soare» (для ловли спиннингом морского окуня мебару).
Все «Ultegra Advance» относятся к трем «настоящим» размерам:
1) «1000S»;
2) «2000S», «2500S»;
3) «4000S».
Корпус
Корпус (1) выполнен из пластмассы, крышка с лапкой (2) — из алюминиевого сплава. У катушек данного семейства винты входят в (металлическую) крышку со стороны (пластмассового) корпуса, а не наоборот; это позволило производителю применить «настоящие» винты и получить более надежное соединение. Внешнее лаковое покрытие — темно-синего цвета с блестками, называемого производителем «полуночный синий».
Крышка имеет защитное оксидное покрытие, слева внизу в ней есть отверстие для «профилактической смазки механизма» («maintenance port»), закрытое завинчивающейся пластмассовой пробкой (3), без уплотнителя. Через эту «дырку» можно посмотреть на цвет колеса, не разбирая катушки. В данном случае цвет белый.
Задняя часть корпуса прикрыта крышечкой из металлизированной пластмассы.
Колесо (4) главной пары выполнено из алюминиевого сплава, имеет внешний диаметр 27,8 мм, 30 зубьев, маркировано — «07NAS25» (то есть, «Nasci 2500» образца 2007 года). Слева на валу колеса стоит шарикоподшипник 7х13х4, справа — пластмассовая втулка 7х11х3. Все шарикоподшипники в катушке — открытые A-RB.
Втулку лучше еще до начала использования катушки выкинуть (ну, не совсем, не на помойку, наверное, а положить куда-нибудь в коробочку, на всякий случай) и на ее место поставить шарикоподшипник соответствующего размера. Наличие здесь втулки — результат действия симановского «закона сохранения числа шарикоподшипников». В дериватах ноль пятой «Ультегры», по-видимому, не должно быть более пяти «шариков». У «Эдванс» кроме ролика лесоукладывателя установлены «шарики» в шпуле и в рукоятке — значит, надо убрать один «шарик» с колеса.
Шестерня (5) нарезная, из желтого сплава, шестизаходная. Внешний диаметр — 9 мм. Спереди шестерня опирается на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади — на пластмассовую втулку в опоре, образованной выступом корпуса (6). Передаточное число — 30:6=5. Любят ребята ровный счет.
Через пластмассовую паразитку (7) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»; 8). Далее через каретку с бегунком (9), опирающуюся на две направляющие в виде металлических стержней (10), усилие передается на шток шпули (11). Эта конструкция общая для всех катушек семейства ноль пятой «Ультегры».
Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет длину 88 мм и диаметр 4,5 мм. На нем нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба, позволяющая, по идее, очень тонко регулировать тормоз.
Для облегчения хода катушки уменьшена площадь соприкосновения штока катушки с внутренней поверхностью вала шестерни (стандартная схема «Floating Shaft»).
Механизм подачи шпули обеспечивает ровную намотку штатной лески на шпулю. Производитель говорит о системе «Aero Wrap». Фактически, для катушек нынешнего поколения с «винтом» разница заключается лишь в использовании того или иного вида «бесконечника». В данном случае шпуля поднимается и опускается с одной скоростью, и эта скорость средняя.
Стопор обратного хода выполнен на основе привычной симановской обгонной муфты (12) в форме диска, в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель стопора (13) маленький, находится снизу на корпусе, под ротором, не выступает и ни за что не цепляется, зато и не особенно удобен.
Механизм защиты от самосброса стандартен для моделей этого поколения катушек «Симано», в нем использовано кольцо из жесткой пластмассы (14), сжимаемое пружиной. Такая система весьма эффективна, но очень не любит песка, грязи.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя, расположенного в роторе, на клин, являющийся частью корпуса (15).
Ротор
Ротор (16) крепится к валу шестерни гайкой на 12, резьба правая. Он выполнен из пластмассы, в сборе весит 48 г, нетто — 24 г.
Этот тип ротора многие считают самым удачным за всю историю симановского среднего класса (у «стелл» и некоторых «твинов» есть роторы интереснее, но то уже совсем другой уровень).
Ротор отлично отбалансирован, компактен, изящен и, кстати сказать, — он легче ротора нового типа, который стоит на новой «Ультегре» образца 2009 года.
Узел сброса дужки лесоукладывателя стандартный, с пружиной сжатия (16), толкателем из стальной проволоки (17). Подпружиненный штифт фиксатора дужки — пластмассовый (18).
Дужка (19) выполнена в виде цельного стального элемента («SR-One-Piece Bail»), имеет диаметр 1,5 мм, плавно утолщается к ролику. Симановские дужки такого типа считаются лучшими в мире на сегодняшний день. Особый выступ (20) на рычаге дужки перед роликом лесоукладывателя («S-Arm Cam») в паре с цельной дужкой поддерживает леску, помогает свести к минимуму образование петель.
Сам ролик (21) имеет канавку для лески, нитридное покрытие, вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
Шпуля
Шпуля (22) выполнена из алюминиевого сплава, анодирована.
Какая-либо выборка металла (например, как у ноль пятой «Ультегры») с внутренней стороны юбки отсутствует (23), отсюда — внушительная масса (60 г). Тяжелая шпуля — слабое место данной катушки, как и родственных ей катушек 2007–2009 гг. («страдики», «Sephia BB», «Soare BB»). Редкие мелкие отверстия по нижнему краю юбки ничуть не спасают ситуацию, играя тут чисто декоративную роль.
Форма шпули соответствует концепции AR-C, передний бортик конический, его диаметр — 46 мм. Такой бортик направляет леску в проем шпули, уменьшая вероятность образования «бород». Сбоку на юбке имеется пластмассовый зажим для лески с пластмассовой же подкладкой.
Тормозной пакет состоит из одного металлического диска и одной мягкой прокладки с пропиткой, диаметром 21 мм. Рабочее тормозное усилие — 2 кг, максимальное — 4 кг (по данным производителя). Данный тормоз типичен для мелкой шпули типа S и рассчитан на тонкие лески, небольшие нагрузки.
В шпуле находится шарикоподшипник 6х10х3 (24).
Гайка (25) обычной формы, довольно удобна при регулировке тормоза (чуть мешает выступ в центре), имеет защитную манжету.
Средняя ширина проема шпули составляет около 16 мм, ход шпули — 14,5 мм, это стандартные параметры.
Запасной шпули тут не полагается — катушка сделана для Японии.
Ручка
Ручка (26) — точеная, из алюминиевого сплава. Четырехгранник ручки проходит внутри вала колеса главной пары и фиксируется с противоположной стороны катушки винтом. Присутствует типичный для такой конструкции люфт, который можно было бы устранить с помощью торцевых зубьев на валу колеса, как это сделано, например, у 05-ой и 09-ой «Ультегры».
Ручка довольно легкая, весит 34 г при рабочем плече 50 мм. Фишка (27) стандартная, удобной формы, из мягкого пластмассового материала, в некоторых случаях может ощущаться клейкой. Кроме того, со временем покрытие таких фишек может рваться или разлагаться под действием внешней среды.
Фишка вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
В коробке кроме катушки находится набор шайб для регулировки профиля намотки лески, чехол, инструкция и схема.
Впечатления редакции DF
«Эдванс» объективно, вроде бы, мало чем уступают знаменитым ноль пятым «ультеграм» (тут можно вспомнить лишь об отсутствии нитридного покрытия бортика шпули, чрезмерной массе шпули, люфте ручки), а в чем-то даже превосходят их, но субъективно нередко воспринимаются как менее удачные. Похоже, что сборка у них в целом хуже или попадается больше некондиционных экземпляров, но доказать это не представляется возможным; вполне даже вероятно, что это лишь иллюзия.
Неоспоримым фактом является то, что в них обычно используются колеса главной пары не от «Ультегры», а от других моделей, но лучше они или хуже, это отдельный вопрос.
Плавность и мягкость хода сильно зависит, похоже, от конкретного образца «Эдванс». Хорошо собранный образец приятен в работе, достаточно долговечен, если не перегружать его.
Укладку (применительно к редакционному образцу) можно только похвалить. Леска, в том числе тонкая плетеная, изначально (без регулировки шайбами) наматывается на шпулю ровным цилиндром, без провалов и бугров.
Катушки «Ultegra Advance» неплохо подходят для ловли с тонкой плетеной леской, не очень тяжелыми приманками. Даже самую крупную из них, 4000-ю, не стоит, пожалуй, применять для средне-тяжелой ловли джигами, воблерами, крупными упористыми вращающимися блеснами.
Факты и характеристики:
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Ultegra Advance 2500S»
Номинальная масса: 265 г
Фактическая масса: 266 г
Передаточное число: 5
Шарикоподшипники: 5
Диаметр переднего бортика шпули: 46 мм
Емкость шпули: 150 м плетеной лески #0,8
Масса шпули: 60 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Малайзия
Наше мнение: серия, производная от ноль пятой «Ультегры», в чем-то лучше ноль пятой, в чем-то хуже.
23.11.2009
Данная статья была представлена на страницах (уже не существующей) интернет-газеты о рыбалке Daily-Fishing. Восстановлена и отреставрирована командой сайта SpinReels.ru по сохраненным архивам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий